Западная культура
В этом противопоставлении сказывается характерное для эстетики контркультуры стремление перевести вопрос о типологии личности и всей в плоскость произвольных, нестрогих, нарочито расплывчатых характеристик. Правда, и Прометей и Орфей ассоциируются у Маркузе и других теоретиков протеста с достаточно конкретными и современными человеческими типами, противоположными социальными субъектами. Так, А. Клэр пишет, что «современные наследники Прометея — это технократы». С другой стороны, Орфей отчетливо идентифицируется с социально-психологическим типом протестующей личности, со сторонниками контркультуры: «Орфиконарциссические образы несут в себе символ Великого Отказа» . В этих художественно-мифологических образах оказались настолько выразительно оформлены общие настроения и интуиции протестующей молодежи и интеллигенции Запада, что ценностное противопоставление этих символов глубоко укоренилось в контркультуре. С одной стороны, они претерпели некоторую политическую конкретизацию, в результате чего возник и оформился символически-обобщенный портрет «врага» и личностный идеал движения протеста. С другой стороны, эти же образы оказались обобщенными до противоположных типов культур, разновидностей цивилизаций. Прометей выступил как архетип «репрессивной цивилизации» — общества, основывающегося на тяжелом принудительном труде, ограничении и подавлении своих «природных» влечений во имя интересов производства. При этом в рубрику «репрессивной цивилизации» оказались включенными все индустриально развитые страны, независимо от их экономических и социально-политических систем. Прометей превратился в лишенный исторических черт символ трудовой деятельности, предметной активности, преодолевающей внешние препятствия, причем предполагалось, что творческий характер труда как развертывания сущностных сил человека в этих условиях не имеет места.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.