Особенность эстетики контркультуры
Эта же отчетливо проявляется в ее трактовке таких эстетических категорий, как фантазия и воображение, которые приобретают ярко выраженный социально-антропологический характер и выступают в качестве символов и одновременно механизмов политического освобождения. Художественная фантазия здесь оказывается не только способом описания социального идеала контркультуры, но и как бы реальностью его осуществления. При этом неподвластной социальной манипуляции сферой выступает уже не самосознание индивида, как это было в ряде идеалистических философско-эстетических учений современности, а архаическая структура его чувственности. Формирование «новой чувственности» в смысле возврата к романтическому идеалу первичных чувственно-эстетических потребностей, извращенных цивилизацией, выступает в качестве политической цели контркультуры. У выразителей идей контркультуры, в наибольшей степени склонных к теоретическим обобщениям, эстетика абсолютизируется в рамках социально-философской системы и эстетические категории становятся конституирующим элементом политического видения мира. Художественный образ и метафора, таким образом, оказываются центральными компонентами политико-эстетической утопии контркультуры, наиболее развернутый и разработанный вариант которой предложил Г. Маркузе. На страницах «Эроса и цивилизации» Маркузе (1955) — книги, оказавшей значительное влияние на формирование социальной эстетики контркультуры и предвосхитившей многие сокровенные мотивы леворадикальной мысли,— постоянно встречаются мифологические образы Орфея (Нарцисса, Диониса), с одной стороны, и Прометея (Гермеса, Аполлона) —с другой. В структуре авторской мысли, которая отличается нестрогим, парадоксально-беллетристическим стилем рассуждений и обильным использованием художественных образов и метафор, они выступают как обобщенные экзистенциальные символы, типы отношения к реальности, противоположные способы человеческого существования.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.