Социально-эстетические идеи контркультуры
В то же время не только Маркузе, но и другие авторы, являвшиеся выразителями в 60-х годах, сегодня все в большей степени сознают если не теоретическую, то политико-тактическую ограниченность программы формирования «новой чувственности» как основного средства антиимпериалистической борьбы. В конечном счете практическая безуспешность (по крайней мере по сравнению с громко провозглашенными целями и задачами) движения социального протеста 60-х годов, взявшего на свое вооружение тактику «прямого действия», «контр-акции», «демократии прямого участия» и предпринимавшего попытку дать конкретнополитическую трактовку орфико-нарциссическому способу существования (точнее говоря, не «существования», а «контестации»), заставила усомниться в основаниях самого «телоса Орфея». В результате сложилась двойственная ситуация: современное леворадикальное сознание было вынуждено пополнить новыми компонентами свою «орфическую программу», причем такими компонентами, которые в известном смысле должны были привести к существенным изменениям в социальной эстетике контркультуры и в понимании ею проблемы роли искусства в общественной жизни. В самых общих чертах этот поворот можно определить как перенос акцентов с «новой чувственности» на «новую рациональность». «Эмансипация чувственности,— пишет Маркузе,— означает, что чувства человека становятся «практическими» в деле реконструирования общества, они закладывают фундамент новых (социалистических) отношений между человеком и человеком, человеком и вещью, человеком и природой. Однако новая чувственность оказывается также и источником новой (социалистической) рациональности, чуждой рационализму эксплуатации». И далее: «Эмансипация чувственности должна сопровождаться эмансипацией сознания, охватывая тем самым всю тотальность человеческой экзистенции»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.