Ослабление жизненного инстинкта
При этом подавление Эроса ведет к, который Фрейд называл «строителем культуры», и тем самым — к усилению разрушительного импульса в результате изменения баланса между Эросом и Танатосом. Между тем, как писал Фрейд, «вопрос судьбы рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий первичный позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей» *. Судьба искусства, культуры и самой цивилизации оказывается как будто под вопросом. Как же пытается решить эту проблему социальная эстетика контркультуры Социально-эстетическая утопия «нерепрессивной культуры» Как известно, сам Фрейд свою задачу формулировал достаточно скромно. Согласно высказыванию Стефана Цвейга, он хотел сделать человечество не более счастливым, а лишь более сознательным. По сравнению с терапевтической функцией психоанализа замысел контркультуры, дающий фрейдизму леворадикальную трактовку, куда более радикален — сделать человечество не только сознательным, но и счастливым, не только познать действие репрессивных социокультурных механизмов, но и полностью их уничтожить. Возможность «нерепрессивной культуры» сами левые радикалы называют «скрытой тенденцией психоанализа» и обосновывают ее существование при помощи пересмотра фрейдовского представления о репрессии. Объективный аспект принуждения, который для Фрейда свойствен всякой культуре как специфическому «обобществлению» и преобразованию индивидуальных чувственных влечений, здесь истолковывается как неблагопо — лучность и порок конкретной западноевропейской, прометеевской культуры, основывающейся на репрессивном подавлении орфической чувственности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.