Искусство не есть «реальность»
Оно есть нечто иное. Л. Триллинг, в частности, писал: «Любой историк современной литературы сочтет буквально само собой разумеющимся, что ее характеризует враждебность намерений и буквально подрывной характер,— он воспримет очевидную задачу оторвать читателя от привычных форм мышления и чувствования, навязываемых более широкой культурой, дать ему необходимую почву и преимущественное положение, с которых тот мог бы судить, выносить приговор и, возможно, пересматривать установки породившей его культуры». Так формулируется уже давно сложившееся представление о модернизме как направлении в культуре, кардинально противостоящем господствующим установкам, вплоть до его уподобления социальной революции. Однако сама по себе идея «враждебной культуры», интерпретированная в таком эстетико-онтологическом смысле, была у Л. Триллинга практически лишена каких-либо ярко выраженных идеологических импликаций и того оттенка «тотального нигилизма» и «социального гедонизма», который она приобрела у «новых» консерваторов. Социально-критическая позиция художника расценивалась и Л. Триллингом и многими другими искусствоведами либерального направления в качестве необходимой мировоззренческой предпосылки искусства и творчества вообще. Роль искусства и художника в обществе, с этой точки зрения, в той или иной степени была связана с социальным критицизмом. Другое дело, что оппозиция культуры и буржуазного общества здесь нередко подменялась оппозицией модернизма реализму.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.