Политико-эстетические идеи «эмансипации чувственности»
Теперь, не порывая окончательно с Маркузе вынужден указать на ее явную недостаточность без «эмансипации разума». «Неуместным радикализмом» называет он практиковавшееся эстетикой контркультуры в 60-х годах безоговорочное отождествление «разума истеблишмента» с «разумом вообще», при этом забывая, в какой большой мере он сам был причастен к формулированию ложной дилеммы: «чувственность» или «разум».
Теперь Маркузе выдвигает программу политического просвещения масс, перевода спонтанного протеста в организованное социальное действие. Согласно прежней точке зрения Маркузе, высказанной им в 60-х годах, агентом исторических изменений выступали представители «маргинальных» общественных групп, «отверженные», призванные, как он утверждал, «разбудить» якобы «интегрированный» буржуазной системой пролетариат. Но в 70-х годах Маркузе, пишет иное: «Капитал, действительно, порождает своего могильщика, но на этот раз это уже не «проклятые» и не «отверженные» К
По его мнению, сегодня «новым историческим субъектом» может быть только интеллигенция и профессионалы, занимающиеся политическим просвещением масс. Как видно, и в 70-х годах Маркузе не отказался от реакционного тезиса буржуазных апологетов об «интеграции» рабочего класса в капиталистическую систему. Но теперь его критические выпады направлены уже не только против пролетариата и его партий, но и против тех, кого прежде он считал «застрельщиками» леворадикального протеста,— против «новых левых» активистов. Точнее говоря, Маркузе отвергает избранную ими в 60-х годах политическую тактику, нацеленную на прямую и демонстративную конфронтацию с истеблишментом. «Время огульного отрицания либеральных методов борьбы уже прошло или еще не наступило» — такого признания, конечно, трудно было ожидать от леворадикального идеолога, еще недавно обличавшего всю систему «корпоративного либерализма» и требовавшего от «новых левых» бескомпромиссного разрыва с ней.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.