Предложенная «новыми» консерваторами программа морального «возрождения» современного капитализма
И преодоления его «культурных противоречий», в процессе которого важные социальные функции отводятся искусству, фактически направлена на то, чтобы повернуть вспять общественное, культурное, художественное развитие современного мира, ликвидировать и подорвать демократические тенденции. Очевидно, что перед нами одновременно и реакционная и явно утопическая программа. В этой связи можно согласиться с уже упоминавшимся нами М. Дикстейном в том, что «трудно представить себе возвращение к морализму и лицемерию, предшествовавшим 60-м годам» Сколь ни серьезны просчеты и уязвимые места леворадикального протеста западной молодежи и интеллигенции, он вписал новую страницу в историю борьбы демократических сил против господства капитала. Поэтому было бы неверным считать идеалы контркультуры лишь неосуществимой иллюзией молодежного протеста прошлого десятилетия — они вошли в политическую и общественную жизнь западного мира, в его культуру и искусство, о них продолжают говорить как их сторонники, так и противники. Как мы сможем убедиться в этом ниже, сама динамика современного художественного процесса на Западе опровергает умозрительные идеологические схемы «новых» консерваторов. В предшествующих главах взгляды на роль искусства в общественной жизни, характерные для контркультуры и «нового» консерватизма, рассматривались в теоретическом аспекте. Поэтому мы и обращались к концепциям, одновременно типичным, распространенным и внутри себя обоснованным (хотя и не лишенным противоречий). Воззрения и Г. Маркузе и Д. Белла специфичны еще и тем, что они позволили проанализировать изучаемые тенденции в общем контексте развития общественно — политической мысли в 60—70-е годы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.