Консервативные критики
Примечательно, что, обвиняющие радикальный авангард и течение контркультуры в «эстетстве», «интеллигентстве» и «театрализованности», охотно апеллируют к категориям психоанализа, давая им все ту же искусственную политизированную трактовку. С этой точки зрения, «новой левой» молодежи и интеллигенции вменяется в вину неспособность к социально приемлемому сублимированию, то есть символическому удовлетворению низменных чувственных влечений в форме художественного и культурного творчества. Как мы уже говорили, Фрейд считал такую сублимацию наиболее эффективным и приемлемым способом умиротворения бессознательных чувственных вожделений и противопоставлял ей радикальную политическую активность как путь, ведущий в тупик. Сегодня эти идеи мы вновь видим в работах тех буржуазных идеологов, которые утверждают, что в результате неспособности к творческой культурно-художественной сублимации радикалы вынуждены изживать свои комплексы в имеющей невротическую основу политической деятельности. В терминологии психоанализа это и определяется как десублимация культуры и искусства, то есть как «обратное» движение от художественно-символического удовлетворения либидозных влечений к их невротическому проявлению в реальной жизни. В этом же духе буржуазные идеологи и эстетики истолковывают и общие тенденции развития западной культуры и искусства в направлении к гедонистическому самопроявлению невротического «Я» в реальной жизни, в том числе — в политике. Как отмечают в этой связи американские исследователи, «использование здесь термина «нарциссизм» вносит путаницу. С одной стороны, нарциссическая личность расценивается как патологический клинический тип.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.