Природа культуры
Но следовало бы также свыкнуться с мыслью, что есть трудности, присущие самой и неснимаемые никакими попытками реформ». Отвергая «принцип удовольствия» как деструктивный в социальном отношении фактор, Фрейд требует отказа от десублимированно — го — то есть не опосредованного художественно-культурным символом — удовлетворения чувственных влечений во имя общественно полезного труда. В то же время для самого Фрейда этот отказ принимает трагическую окраску и становится источником его глубокого пессимизма. Действие «принципа удовольствия», согласно фрейдизму, сохраняется лишь в бессознательных глубинах человеческой психики и там, где присутствуют элементы игры и субъективного эстетического произвола, прежде всего — в снах, мечтаниях, искусстве, художественной фантазии и воображении. Таким образом, Орфей как реальный человеческий тип, в действительной жизни руководствующийся «принципом удовольствия» и первичными чувственно-эстетическими влечениями, с точки зрения ортодоксального психоанализа должен быть расценен как невротик. Как реальная социальная форма орфическое существование представляет угрозу для человеческого рода, а орфическое искусство несет предупреждение о гибельных последствиях необузданного царства инстинктов — такова позиция Фрейда. Иного взгляда придерживаются «левые» фрейдисты, до этого пункта разделявшие взгляды основателя психоанализа. Орфей, идеал которого избрала себе контркультура, интериоризирует невротическую схему отношения к репрессивной социальности и становится субъектом «Великого Отказа», основывающегося на чувственно-эстетическом неприятии любых форм социального господства и принуждения и абсолютном доверии к велениям фантазии и воображения, до той поры принадлежавшим лишь сфере искусства.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.