Уподобление искусства — жизни и жизни — искусству
Естественно привело к акцентировке роли промежуточных явлений, как правило, выводимых за пределы эстетического творчества. Особенно яркий пример тому дают песня и танец, открывающие перед всеми участниками художественного события возможности самореализации и самовыражения. Но сама по себе социальная функция этих форм творчества не постоянна. Еще Д. Локк, полагая, что формирование «идеального человека» не нуждается в искусстве, делал исключение лишь для танцев, которые «сообщают детям пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют к обществу старших» . Как бы изумился английский просветитель, окажись он свидетелем экстатического танца, категорически отграничивающего «детей» от «заторможенных отцов». Вспомним слова рока «Якти-Як»—монолог родителя, написанный Джерри Лейбером и Майком Столлером для Элвиса Пресли еще в 1958 году:
Ответом на припев и был танец, действием опровергавший прописные истины, ритм, противостоящий значению слов,— вызов «тинэйджеров» упорядоченному домашнему мирку. Демократизм песни и танца, общедоступность творчества и сотворчества получали существенную поддержку в ориентации на достаточно всеобщие психологические процессы. Песни Э. Пресли, конечно, нельзя считать программой социального действия, как и сочинения «фолкников», Боба Дилана или Джоан Баэз. Однако уже здесь было ухвачено то, что получит дальнейшее развитие в «бурные 60-е»,— инстинктивный протест молодежи против буржуазного образа жизни. Но было ли это фактом искусства? С точки зрения традиционных эстетических представлений, по-видимому, нет. Так, Сельма Жанна Коэн утверждала: «Не все типы танцев в равной степени касаются эстетики. Ритуал, обращенный к богам, или танцы в обществе, доставляющие удовольствие участникам, в порядке исключения могут также быть источником эстетического наслаждения. Но это не их цель и не доказательство их успеха. Танец во имя дождя удачен тогда, когда начинается дождь. Бальный танец хорош, когда танцующие хорошо развлекаются. Только балет создан для обогащения эстетического опыта зрителя»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.