Борьба различных и противоположных тенденций и направлений в западной культуре и искусстве
Впрочем, это — их вполне сознательная позиция, поскольку они категорически отказываются видеть и предпочитают поэтому говорить о некоем обобщенном символе культуры как таковой, вступающей в противоречие с развитием экономики и политики. Динамикой развития всей культуры и искусства капиталистического общества оказывается здесь стремление к гедонистическому самопроявлению интеллигентского «Я», в чем, как мы могли убедиться выше, «новые» консерваторы и обвиняют контркультуру.
Под их пером встает кошмарная картина: стихия «социального гедонизма» охватила все западное общество, подчинила себе его культуру и искусство, лишила капитализм «общей веры и цели»… Рост и укрепление демократических тенденций и направлений в современной западной культуре и искусстве истолковывается с этой точки зрения как потеря должной меры защитной изоляции элиты — как социальной, так и художественной— от массы, как кризис традиционных буржуазных общественных и художественно-эстетических авторитетов и представлений, делающий элиту подверженной «капризам масс». Эти тенденции вызывают у «новых» консерваторов особые опасения потому, что сами массы, с их точки зрения, неспособны ни к наукам, ни к искусствам, более того, они являются неразумными, иррациональными, подверженными «социальному гедонизму», который в свою очередь оказывается угрозой для стабильности буржуазного общества. Само перерождение буржуазного индивидуализма в социальный гедонизм объясняется «новыми» консерваторами ссылками на якобы неизменную человеческую природу, исполненную злых, иррациональных и эгоистических импульсов,— то есть, по сути дела, с помощью ставших уже традиционными консервативных аргументов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.