Искусство, политика и контркультура
Английский эстетик Гордон Грэхэм заметил недавно, что «мнение, согласно которому искусство должно быть политическим или даже всякое истинное искусство обязано быть политическим, вряд ли покажется нам таким уж необычным» *. Действительно, как мы уже говорили, сложным и органическим взаимодействием общественных и культурно-художественных тенденций в развитии современного мира объясняется, в частности, то обстоятельство, что для уяснения проблем искусства и эстетики оказывается обязательным выход в гораздо более широкий культурно-политический контекст. Нужно сказать, что объективно присущее современности изменение ракурса художественного восприятия, расширение общественного и политического горизонта видения явлений искусства приводит к острой постановке вопросов, проблем, связанных с определением адекватного синтеза политических и художественных явлений и ведущих к неизбежному переосмыслению традиционных буржуазных представлений 6 роли искусства в общественной жизни. Одним из путей такого переосмысления в 60-х годах на Западе и явился феномен контркультуры. В интересующем нас аспекте принятие принципа контркультуры определенными слоями западной молодежи и интеллигенции в качестве личного идеала было связано с их растущей неудовлетворенностью социальным функционированием не только науки, но и культуры и искусства в условиях враждебного им капитализма. На формирование контркультуры существенное влияние оказала и профессиональная ориентация участников леворадикального протеста. Социальная динамика западной художественной интеллигенции, кризис устоявшихся форм духовной деятельности, распространение «массовой» культуры и «массового» искусства и другие новые явления и тенденции в развитии культуры и искусства Запада стали той призмой, сквозь которую в протестующем сознании преломились специфические социально-политические требования и радикальная критика буржуазного общества.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.