Все многообразие определений Луллий
И всегда надо помнить, что между субъектом и предикатом должно быть согласие, а несогласия необходимо избегать. Выполняя вышеназванные требования, разум может получать знания посредством четвертой фигуры и «формировать много аргументов относительного одного вывода».Без знания всех четырех фигур, как говорит Луллий в окончании второй части, невозможно применять данное «Искусство».
И всегда надо помнить, что между субъектом и предикатом должно быть согласие, а несогласия необходимо избегать. Выполняя вышеназванные требования, разум может получать знания посредством четвертой фигуры и «формировать много аргументов относительного одного вывода».Без знания всех четырех фигур, как говорит Луллий в окончании второй части, невозможно применять данное «Искусство».
В третьей главе Луллий дает определения понятий из первых двух рубрик. Они имеют весьма специфический вид. (Доброта есть такая сущность, посредством которой добро творит добро. Великость есть то, посредством чего доброта, пребывание и т.д. являются великими.)
Все многообразие определений Луллий сводит к двум типам, каждый из которых имеет по четыре вида. Первый происходит через действующего, потенцию, материю и конец. По сути эти виды соответствуют аристотелевскому разделению понятия причины. (Соответствующие примеры каждого вида следующие. Бог стремится творить и спасать. Потенция есть сущность, благодаря которой материя имеет свое страданиепретерпевание. Материя есть сущность, через которую действующий действует. Конец есть то, в чем начало приходит к покою.) Второй тип определений получается благодаря четырем видам вопроса «что?». Благодаря этим двум типам мастер по мнению Луллия может определить все [2,С. 228].
Луллий противопоставляет свой способ построения определений общепринятому аристотелевскому: «Какое определение лучше и яснее: данное ли в понятиях силы и ее специфических действий, или то, которое дано посредством родов и различий? На такой вопрос следует отвечать: то, которое дано в понятиях силы и специфического действия, т.к. благодаря такому определению человек может иметь знание предмета и его специфическое действие, в то время как посредством другого он не может [обладать знанием предмета и его специфического действия] но [может обладать знанием] только его частей» [2,С.33].
Поскольку «доброта», «величие», «мудрость» и т.д. представляют собой атрибуты Бога, через которые Творец являет свою силу, то Луллий определяет скорее не логические понятия «доброты», «величия», «мудрости» и т.д., а «силовые», творящие начала Бога. В своем действии
они пронизывают собой друг друга и все предметы и явления сотворенного посредством них же мира. Аналогично строятся и определения других понятий. Сила и ее действие, охватывая весь мир, позволяют, по мнению Луллия, иметь знание всего предмета, в отличие от аристотелевского способа, действующего, в конечном счете, всегда через анализ, разлагая целое на составные части.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.