Ангелам доступно то, что недоступно человеку
Ангелам доступно то, что недоступно человеку, но предмет – сущее как таковое – один и тот же.
Однако, как нам известно, сущее подразделяется на роды и виды. Сам Суарес уточняет те «частности», которые могут познаваться интеллектуально. К ним относятся: материальные и нематериальные сущие, то, что занимает
Ангелам доступно то, что недоступно человеку, но предмет – сущее как таковое – один и тот же.
Однако, как нам известно, сущее подразделяется на роды и виды. Сам Суарес уточняет те «частности», которые могут познаваться интеллектуально. К ним относятся: материальные и нематериальные сущие, то, что занимает промежуточное положение между материальными и нематериальными предметами, то есть, сама человеческая душа, заключенная в теле, а также то, что находится в нашей душе (содержание сознания).
Существует, однако, другое основание для деления сущего на роды и виды. Суарес не говорит о нем, но воспринимает это как само собой разумеющееся, укорененное в традиции. Бытие имеет три уровня единства: универсальное, индивидуальное и формальное. В точке пересечения двух представленных типов деления можно обнаружить соразмерный и приоритетный предмет познания разумной души – индивидуальное сущее, единичную материальную вещь.
VIII.
Обратимся к проблеме познания единичных материальных вещей. Во-первых, поскольку это составляет наш главный интерес. Во-вторых, поскольку сам Суарес предлагает такой порядок, считая, что материальные сущие составляют преимущественный предмет разумной души человека (не по достоинству, но по соразмерности познаваемого и познающего).
Проблема познания чувственного мира, говорит Суарес, рассматривалась еще Аристотелем. При этом роль способности, познающей индивидуальные материальные вещи, отводилась чувствам, а разум «специализировался» на универсальных вещах (или понятиях). Схоластическая традиция, следовавшая в этом пункте понимаемому определенным образом Аристотелю, склонялась к мнению о недоступности материальных единичных сущих разумному познанию. В самом деле, разум познает все посредством видов, а индивиду не соответствует никакой вид, следовательно, надо полагать, его познание per species невозможно.
Суарес рассматривает традиционные суждения, комментирует их и не соглашается с ними, выдвигая собственный тезис: Разум познает единичное, формируя его собственное и отличное от других понятие.
Аргументы Суареса разнообразны, но начинает он с логики. Действительно, разум формирует высказывания с единичным и общим понятиями. Следовательно, он должен быть способен познать оба термина. Как же можно утверждать («как делают некоторые»), удивляется Суарес, что по поводу высказываний вида: «Petrus est homo» говорят, будто в разуме присутствует лишь предикат (homo), в то время как субъект (Petrus) обнаруживается только в познаваемом предмете (cogitativa).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.