Среди понятий, обозначающих те или иные стороны
Среди понятий, обозначающих те или иные стороны разумной души, Суарес отмечает и память (memoria). Разумеется, такое наименование имеет ограниченный характер, ведь разум совпадает с памятью в ее наиболее строгом и совершенном смысле. В этом значении память определяется как способность, которая познает прошлое как таковое.
Понятие «первичный разум»,
Среди понятий, обозначающих те или иные стороны разумной души, Суарес отмечает и память (memoria). Разумеется, такое наименование имеет ограниченный характер, ведь разум совпадает с памятью в ее наиболее строгом и совершенном смысле. В этом значении память определяется как способность, которая познает прошлое как таковое.
Понятие «первичный разум», «разум в первичном действии» («intellectus in actu primo») используется для обозначения познания каких-либо (определенных) видов в первый раз. Соответственно, «вторичный разум» («intellectus in actu secundo») – это «обычная» работа разума с уже известными видами.
Заметим, что список наименований, применяемых к разумной душе в различных ее качествах и проявлениях, приведенный и кратко разобранный нами, далеко не полон. Мы не можем останавливаться на этом более подробно (поскольку и так едва ли не превзошли Суареса в пространности «экспликаций»), ограничимся лишь их перечислением: познавательная сила (intelligentia), рассуждение (discursus), внимание (attentio), познание (cognitio), обсуждение (consultatio), знание (sapientia), разумное суждение (rectum iudicium), внутренняя речь (interior locutio), сознание (conscientia).
VII.
Отталкиваясь от текста 3 книги Аристотеля, Суарес начинает подробное рассмотрение этой темы с вопроса о том, имеет ли разумная душа (разум, рассудок, ум, интеллект) собственный адекватный объект.
Как обычно, рассмотрение авторитетных мнений, среди которых суждения Аквината, Дунса Скота, Каэтана и прочих, подготавливают почву для собственных суждений Суареса. Так, Фома полагает адекватным предметом разума человека «чтойности» материальных вещей, а Дунс Скот – «сущее как истинное» («ens inquantum verum»).
Наш разум, говорит Суарес, может познать все то, что имеет какую-либо сущность, включая данное в результате опыта и индукции, то есть материальные вещи, их свойства и вообще все, что с ними связано. Но, кроме того, разум способен познавать и то, что не сообщается нам чувствами. Другими словами, все, что обладает сущностью, является умопостигаемым; следовательно, предметом разума могут быть Бог, ангелы и другие духовные сущности.
Адекватный предмет человеческого разума «самого по себе» («secundum se») есть сущее как таковое (ens ut sic), то есть все то, что существует реально или воспринимается душой как могущее существовать реально и, следовательно, к чему может быть применена интеллектуальная способность познания, включая не только реально существующее, но и так называемые «сущие разума», которые познаются разумом, хотя и представляют собой маргинальный объект интеллектуального познания.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.