Интенциональные виды суть «идеальные заместители»
Интенциональные виды суть «идеальные заместители» познаваемых вещей, имеющие акцидентальный статус свойства познавательной способности человеческого ума.
Термин «intentio» объясняется Суаресом этимологически, исходя из анализа значений глагола «intendere». Среди этих значений философ выделяет два: «склоняться», «иметь тенденцию (к чему-либо)». «Intentio», отглагольное существительное, означает внимание, интерес разума к некоему предмету.
Интенциональные виды суть «идеальные заместители» познаваемых вещей, имеющие акцидентальный статус свойства познавательной способности человеческого ума.
Термин «intentio» объясняется Суаресом этимологически, исходя из анализа значений глагола «intendere». Среди этих значений философ выделяет два: «склоняться», «иметь тенденцию (к чему-либо)». «Intentio», отглагольное существительное, означает внимание, интерес разума к некоему предмету. Это интеллектуальная интенция (intentio intellectualis). Можно сказать, что это желание того, к чему стремится (имеет тенденцию) познающая душа. Предмет познания, таким образом, может быть не только удаленным от нас физически реальным объектом, но даже и не существующим реально. Так, познание некоторой розы, когда оно направляется на эту розу и «включается» в нее, называется объективным, даже если упомянутой розы не существует.
Познание, по мнению Суареса, есть сложный процесс чувственного и интеллектуального «освоения» предмета душой, интенциональное продуцирование в душе живого образа предмета. Формальный вид – это то, что познается нами об объекте. Причем интенциональные виды называются видами (specie) за их «представительскую» (репрезентативную) форму, а интенциональными, поскольку они служат связующими звеньями между душой и объектами внешнего мира, но сами не являются реальными объектами. Для того, чтобы процесс познания состоялся и был успешным, необходимо (и достаточно), чтобы объект либо сам по себе, либо через объективный интенциональный вид стал причиной рождения формального интенционального вида, посредством которого этот объект и познается. Видам присуще интенциональное бытие, благодаря которому познание стремится к познаваемому предмету (это Суарес называет тенденцией), приближается к нему (апроксимация) и схватывает его (апрегензия). В интенциональности Суарес видит гарантию возможности познания, способность установить связь между душой и познаваемым предметом.
Интенциональные виды являются своеобразными инструментами познания (quasi instrumenta), посредством которых познаваемая вещь (объект, предмет, entis realis) соотносится, соединяется с познавательной возможностью души.
В соответствии с традицией, идущей от Аристотеля, Суарес в качестве высшего (но не преимущественного для человеческой души) рода знания выделяет знание об общем – универсальном. Это знание является интеллектуальным по определению, по сущности. Тем не менее, самостоятельным и значимым является для Суареса другой род знания – чувственное и рациональное знание о единичном.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.