Объяснение доктрины Аристотеля
Объяснение доктрины Аристотеля, согласно которой диалектика определяет посредством формы, физика с помощью материи. – Для ее доказательства в этом «Введении» нужно представить доктрину Аристотеля; причем более подробно 2 книгу «Физики», где Философ полагает в природном сущем ни одну лишь материю, и ни одну лишь форму, но только обе вместе.
Объяснение доктрины Аристотеля, согласно которой диалектика определяет посредством формы, физика с помощью материи. – Для ее доказательства в этом «Введении» нужно представить доктрину Аристотеля; причем более подробно 2 книгу «Физики», где Философ полагает в природном сущем ни одну лишь материю, и ни одну лишь форму, но только обе вместе. Материя есть нечто незавершенное и непознаваемое без упорядоченности формой. То же касается и формы.
Равным образом обе принадлежат к сущности вещи: материя как первое подлежащее сущности, форма же как завершение (complens) сущности. Так, если одна из двух не познана, останется непознанной и сущность; однако из этих двух Философ первой полагает форму, поскольку она превосходнее (principaliter) материи.
Поэтому Аверроэс, книга 2 «Физики», текст 26, замечает, что Философ в первую очередь рассматривает форму, а материю в связи с формой; и там же, текст 16, он (Аверроэс. – Д.Ш.) говорит, что имеет одностороннее представление о вещах тот, кто принимает во внимание при определении только материю; и так же тот, кто учитывает форму, оставляя без внимания материю. [То же полагают] Темистий, Филопон и другие. Альберт, в книге 1, трактат 1, глава 7, говорит, что ни один автор не рассматривает материю саму по себе, но только в соотношении с формой. Вместе с тем, он улавливает смысл различения, которое делает Аристотель между способами определения в физике и в диалектике; так, диалектик, – говорит он, – дает определение посредством формы, а физик посредством материи. Говоря это, Аристотель не думает, что физик не рассматривает форму, если не дал ей определение, но ясно выражает противоположное [мнение], согласно сказанному и в соответствии с собственной природой вещей. Это физическое определение таково: человек состоит из тела и души. Также он не думает, что диалектик ничего не определяет посредством материи, так Аристотель, в книге 1 «Второй аналитики», дает определение доказательства с помощью материи. Истинный вывод из этого выражения сделан на основании того, что Аристотель имеет неизменный обычай всюду называть диалектическими вероятностные и общие аргументы, согласно [текстам] «О возникновении животных», 2, последняя глава, «О небе», 2, и «Метафизика», 12, и часто в других местах. То же самое утверждает Комментатор, «О небе», 2, текст 60, «Метафизика», 12, текст 4. Так, он называет диалектическими определения общих вещей, таких как польза вещи или ее конечная цель, которые существуют лишь в виде общих понятий, и говорит о них, что они даны посредством формы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.