И если невозможно отказаться от современности

И если невозможно отказаться от современности в том, что касается ее нормативного содержания, то точно также нельзя делать из современности конец истории, цель человеческого прогресса. «Свет» Просвещения отбрасывал также свои тени: индивидуализм, эксплуатацию человека человеком, тоталитаризм, неравенство, нарушение экологического равновесия. Современный человек в своем стремлении к власти не был

И если невозможно отказаться от современности в том, что касается ее нормативного содержания, то точно также нельзя делать из современности конец истории, цель человеческого прогресса. «Свет» Просвещения отбрасывал также свои тени: индивидуализм, эксплуатацию человека человеком, тоталитаризм, неравенство, нарушение экологического равновесия. Современный человек в своем стремлении к власти не был достаточно уважительным к бытию, природе, другому человеку. Отсюда, вызов будущей философии – сохранить позитивный вклад идеализма, преодолев его ограниченность. То есть, речь идет о возрождении Бытия, без потери Субъекта. Возможно ли это?

Философы ХХ века размышляют об этом. Опираясь на них, мы можем осветить пути выхода из этой запутанной ситуации. Одним из этих философов является испанский философ Хавьер Субири.

Перед взором Субири находится вся философская традиция Запада с ее многочисленными противоречиями: между реализмом и идеализмом, чувством и разумом, наукой и метафизикой, скептицизмом и догматизмом, индивидуализмом и коллективизмом.… Эти апории, которые проходят через всю историю западного мышления, не достигая никогда окончательного синтеза, требуют для своего решения достаточно радикальной точки зрения, которая позволила бы отдать дань истине каждого из его полюсов.

Философия Субири является попыткой переосмыслить всю философскую традицию Запада в некотором радикальном смысле, сделав предметом рассмотрения не только ее возможности, но и ее односторонности, и ее слабые места. Кроме того, она является попыткой сделать это на «вершине времен». Речь идет не о том, чтобы переиздать аристотелизм, платонизм, схоластику в диалоге с современностью. Это означало бы приговорить себя к непониманию современности и деформировать классический реализм. Субири пытается достичь нового синтеза, способного превзойти старые противоречия, интегрировать новые научные знания и отдать должное реальности мира, человека и Бога.

Очевидно, что только мыслитель необычайной силы может быть готовым к решению подобной задачи. Субири, действительно, является мыслителем великой мощи, одним из грандов западной философии, одной из вершин ХХ века. Тот факт, что это не является общепризнанным, – случайность, которая не лишает все сказанное ни крупицы истины. Это отсутствие признания, в частности, обязано собой тому случайному факту, что его работа была написана по-испански, на языке, являющимся в некотором смысле маргинальным для философского мира. Поэтому его работы не известны.

Добавить комментарий