Теоретическая философия в классификации Гундисальво
На этой гилеморфистской концепции основана теория абстракции Гундисальво, которая, в свою очередь, была положена им в основание его классификации наук. Как подчеркивает Х.Л.Абельян, в этой теории всеобщее имеет «чересчур реалистический характер». Поэтому, для того, чтобы понять всеобщую форму, достаточно освободить ее путем абстрагирования от материи и индивидуальных свойств. Продуктом
На этой гилеморфистской концепции основана теория абстракции Гундисальво, которая, в свою очередь, была положена им в основание его классификации наук. Как подчеркивает Х.Л.Абельян, в этой теории всеобщее имеет «чересчур реалистический характер». Поэтому, для того, чтобы понять всеобщую форму, достаточно освободить ее путем абстрагирования от материи и индивидуальных свойств. Продуктом этой абстракции (спекулятивной мысли) оказывается сущность вещей и сами разделы знания (наук).
Теоретическая философия, в классификации Гундисальво, охватывает три группы наук. Первой является физическая философия (физика), имеющая дело с формами, которые не могут быть отделены от материи ни в реальности, ни в уме. В составе физики восемь дисциплин, среди них медицина, сельскохозяйственные и навигационные знания, а также алхимические и магические сведения. Вторая – математическая философия (математика) – относится к формам, не могущим быть отделенными от материи в самой реальности, а могущим отделяться при посредстве ума. Она включает семь наук, среди которых арифметика, геометрия, музыка (наука о звуковых колебаниях), астрология, а также учение о способностях ума. Третья – божественная философия или метафизика (первая философия) занимается формами, существующими отдельно от материи и могущими быть постигнутыми независимо от последней.
Практическая философия или совокупность знаний, требующихся для целей практической жизни и требующая для их усвоения практических действий, также состоит их трех групп знаний. Первая охватывает дисциплины, овладение которыми требуется для обеспечения нормального взаимопонимания между людьми – грамматику, поэтику, риторику, логику и политические знания. Вторая состоит из знаний о ведении домашнего хозяйства и семейной жизни. Третья – этика – содержит знания, необходимые для каждого человека, о том, как вести себя среди других людей и сохранять при этом собственное душевное здоровье.
Гундисальво создает более осложненную многочисленными заимствованиями и запутанную, сравнительно с традиционной, аристотелевской, схему классификации наук, порывает со средневековой традицией тривиума и квадривиума и с стоическим разделением философии на логику, физику и этику. В его классификации появляются псхологические, экономические, политические знания. Он возвращается к применению слова метафизика, в Средние века как бы исчезнувшего из обихода. Понятие метафизики как божественной науки включает в себя и первую философию, которая понимается как всеобщая и обширнейшая наука, поставляющая общие понятия всем остальным наукам, и теологию, обращенную к богу как к особенному и конкретному сущему.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.