Знания второго рода

В то же время в каждой из них Гундисальво проявляет себя и как самостоятельно мыслящий философ.

Самым обширным сочинением его явился трактат «De divisione philosophiae in partes suas et partium in partes suas secundum philosophos», представляющий собой общую классификацию наук на основе греко-римской, раннехристианской, мусульманской и иудаистской

В то же время в каждой из них Гундисальво проявляет себя и как самостоятельно мыслящий философ.

Самым обширным сочинением его явился трактат «De divisione philosophiae in partes suas et partium in partes suas secundum philosophos», представляющий собой общую классификацию наук на основе греко-римской, раннехристианской, мусульманской и иудаистской энциклопедии: трудов Исидора Севильского, Марциана Капеллы, Беды Досточтимого, Катона, Доната, Виргилия, Горация, Цицерона, Квинтилиана, Эвклида, комментариев к трудам Аристотеля, Библии, Исаака бен Саломона, Аль-Кинди, Аль-Газали, Авиценны. Главным же «вдохновением» для него послужил трактат «О перечислении наук» Аль-Фараби. Х.Л.Абельян подчеркивал, что критерием отбора трудов в эту энциклопедию Гундисальво являлся гармонизирующий дух, характеризовавший мировоззрение испанского мыслителя.

В этом труде дается определение философии, которую Гундисальво понимает весьма широко, как синоним науки вообще. Философия, таким образом, поглощает всякое научное знание: «Не существует науки, которая не являлась бы частью философии» – повторяет он Исидора. Знание (наука) возникает на основе потребности. Среди вещей, которых страстно домогается человек, что-то приходится на пользу его плоти, а что-то призвано удовлетворять потребности духовные. Относящееся к духу может либо наносить вред, либо быть бесполезным, а может приносить пользу. Вещи, полезные духу, учит Гундисальво, включают добродетели и благоразумные науки. Последние, подразделяются на божественные науки, то есть на знания, переданные людям Богом через Ветхий и Новый Завет, и на человеческие знания, обязанные деятельности человеческого разума. , в свою очередь, включают в себя совокупность теоретических и практических знаний (наук). Философия определяется как самое полное и совершенное знание, какое только человек может получить о себе. Генеральной целью философии или разумного познания Гундисальво называет совершенствование человека через познание истины вещей и любовь к добру.

Философия собственным предметом имеет бытие, которое подразделяется на вечное и per se, то есть не получающее своего бытия от другого, и временное и ab alio, то есть обладающее им как полученным от другого. Бытие второго рода подразделяется на начинающееся до времени (материя и ангелы), начинающееся одновременно с временем (небесные тела и элементы) и возникающее со временем (все индивидуальные вещи). Всякое индивидуальное бытие представляет собой оформленную материю, при том, что форма всеобща и обща всем единичным сущим одного вида, а материя единична и конкретна.

Добавить комментарий