Атмосфера подозрения
Атмосфера подозрения, которую вызывали эти блаженные, была такова, что инквизиция сомневалась в искренности и ортодоксии всякой женщины, которая словом или писанием обращалась к аскетическим или мистическим темам и совершала духовные упражнения, малоизвестные основной массе верующих. Даже кармелиток Севильи, саму святую Тересу подозревали в иллюминатстве.
Любопытно, что две
Атмосфера подозрения, которую вызывали эти блаженные, была такова, что инквизиция сомневалась в искренности и ортодоксии всякой женщины, которая словом или писанием обращалась к аскетическим или мистическим темам и совершала духовные упражнения, малоизвестные основной массе верующих. Даже кармелиток Севильи, саму святую Тересу подозревали в иллюминатстве.
Любопытно, что две противоположные тенденции в испанской мистике XVI века – ортодоксальных мистиков, которые никогда не разрывали связи с Церковью и её таинствами, но ставили их в основу внутренней жизни, и еретическое движение «озаренных», для которых единственно мысленная молитва была достаточна для слияния с Богом – наблюдались и в духовной культуре мусульманской Испании XIV–XV веков – в среде исламских мистиков суфийской школе садили, на что указал выдающийся испанский арабист М. Асин Паласиос. Он отмечал, что среди них также существовали секты, отличные от религиозных орденов, объединенные общностью морального, аскетического и мистического кодекса, который они исповедовали, а также указывал на большую роль, которую играли в них блаженные женщины. Причем, для ислама не было ничего странного в проповедницах подобного рода. В молитвенной практике этих сект основную роль играла ментальная молитва, включающая серию психических состояний (около одиннадцати), из которых большое значение имела стадия «отдания себя Богу» (la morada del dejamiento). Асин Паласиос выдвинул гипотезу о влиянии ее на доктрину иллюминатов14.
Но вернемся к XVI веку. Первые ростки движения «озаренных» появились в Кастилии в 1510-е годы. Современный исследователь этого движения А. Маркес определял хронологические рамки его первого периода 1519 – 1529 годами15. Очагами ереси являлись Пастрана, Гуадалахара с центром во дворце герцогов Инфантадо и замок маркизов де Вильена в Эскалоне. Иллюминизм в Новой Кастилии был ограничен территориально и специфичен по социальному составу: несколько семейств кастильской знати, в первую очередь фамилия герцога Мендосы, небольшой круг городской буржуазии из Гуадалахары, почти все они, как правило, происходили из «конверсос». Они объединялись вокруг блаженной Исабель де ла Крус, наиболее яркой представительницы первого этапа движения «озаренных», и проповедника Педро Руиса де Алькараса, не являвшегося священником. К движению относят также группу клириков из Пастраны, где в течение многих лет продолжал тайно существовать очаг иудаизма. Ведущую роль среди них играл Гаспар де Бегойа16. Движение постепенно росло.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.