Движения иллюминатов
Впоследствии он приобрел резко отрицательный характер, применяясь инквизицией вначале для характеристики отдельных лиц, озаренных мраком Сатаны («alumbrado con las tinieblas de Satanas»)2, а затем, в толедском Эдикте о вере 1525 года, как название еретической секты мистического характера.
В основе движения иллюминатов лежало глубинное желание религиозной свободы, что
Впоследствии он приобрел резко отрицательный характер, применяясь инквизицией вначале для характеристики отдельных лиц, озаренных мраком Сатаны («alumbrado con las tinieblas de Satanas»)2, а затем, в толедском Эдикте о вере 1525 года, как название еретической секты мистического характера.
В основе движения иллюминатов лежало глубинное желание религиозной свободы, что приводило их к неприятию обрядового формализма, отказу от церковной догматики, католической ортодоксии, от народных религиозных суеверий, граничащих с магией; от почитания священных образов, реликвий, отказу от общепринятой молитвенной практики и т. п. Несомненна общность этого явления с духовными движениями религиозного обновления, ставящими целью нравственное преобразование общества путём воспитания глубоко личной религиозности, стремления к совершенствованию путём «подражания Христу». Оно обнаруживало сходство и с реформационными движениями, потрясавшими Европу в начале XVI века. Ранее в науке существовали два основных направления в изучении движения алюмбрадос: с одной стороны, в связи с эразмианством, как это сделал французский исследователь М. Батайон в капитальном исследовании, посвященном духовной культуре Испании XVI века,3 с другой – оно рассматривалось в связи с лютеранством.4 Действительно, характер религиозности иллюминатов обнаруживал много общего с некоторыми положениями «философии Христа» Эразма Роттердамского, в частности, с его тезисом о «внутренней религии», а также с лютеранскими идеями индивидуальной веры. Однако, первые «тайные сборища озаренных» — «conventiculos de alumbrados» возникли ранее, чем в Испании были переведены сочинения Эразма. Исследователи все же сильно преувеличили влияние идей философа из Роттердама на испанскую культуру XVI века, которое наиболее сильно проявилось в 20-е годы и продолжалось до 1559 г., когда был опубликован «Индекс запрещенных книг» Фернандо Вальдеса. Истоки движения иллюминатов лежали гораздо глубже – в средневековой Испании, в которой были тесно переплетены христианская, еврейская и арабская традиции. Некоторые ученые даже объясняли движение иллюминатов массовым обращением евреев в христианство, наибольший процент в нем составляли новые христиане из «конверсос» — «conversos» – крещенных евреев.5
«Алюмбрадос» не удовлетворяла обрядовая сторона религии, они стремились к поискам живого личного Бога, искали религиозности, свободной от всяких внешних атрибутов. Они хотели общаться с Христом в интимной глубине сердца, глубоко личностно постигая смысл Священного писания.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.