Современные университетские традиции
Многие современные университетские традиции унаследованы от мавританских школ и университетов. Арабский язык объявлялся наилучшим языком, на котором говорит и изъясняется человечество. Так, утверждалось, что сам Магомет, когда его просили произвести чудо в доказательство действительности его миссии, всегда указывал на Коран, на его неподражаемое превосходство служить наилучшим доказательством того, что
Многие современные университетские традиции унаследованы от мавританских школ и университетов. Арабский язык объявлялся наилучшим языком, на котором говорит и изъясняется человечество. Так, утверждалось, что сам Магомет, когда его просили произвести чудо в доказательство действительности его миссии, всегда указывал на Коран, на его неподражаемое превосходство служить наилучшим доказательством того, что он внушен свыше. А правоверные мослемиты (те, кто беспрекословно подчиняется воле Аллаха) уверяли, что любая строка суры из Корана есть явное чудо. А потому не удивительно, что основное внимание в арабских школах обращалось на изучение языка и грамматики. Особенное внимание уделялось составлению словарей, при этом значение и смысл каждого слова доказывались и объяснялись буквальными цитатами известных арабских авторов. Также имелись греческие, латинские и еврейские словари. Арабские поэтические произведения включали в себя такие формы поэзии как сатира, ода, элегия, но не высшие формы как трагедия и эпопея. Арабам принадлежит изобретение и введение рифмы (иногда одна и та же рифма употреблялась от начала до конца поэтического произведения). Истории испанские арабы придавали не меньшее значение, чем литературным жанрам. У каждого испанского калифа имелся собственный историк-хронолог. Одновременно с историческими изысканиями разрабатывалась статистика (в современном смысле этого слова): необходимость распределения подати среди покоренного населения требовала знания точной численности такового. Арабская наука имела по преимуществу сугубо практический характер, арабский ученый был прежде всего путешественником и находился в постоянном движении, не пребывал в академической удаленности, в тиши библиотек и кабинетов. Ученость помогала легко получить доступ к любому азиатскому или же африканскому двору.
В мавританской Испании самое серьезное внимание уделяется медицинским исследованиям. Ибн-Зухра (Авензоар) из Севильи (ум. 1161 г.) считается непререкаемым авторитетом в арабской фармакологии. Фармакопеи, издававшиеся в Испании, представляли собой значительный шаг вперед по сравнению с несторианскими. Испанские арабы первые начали применять химию как к теории, так и к практике медицины лечения болезней. Абул-Касим-аз-Захрави (Абулказис) из Кордовы (ум. после 1009 г.) проводит самые смелые хирургические операции. Ибн-Рушд (Аверроэс) из Кордовы (1126-1198 гг.), великий философ, блестяще знал юриспруденцию и медицину, пользовался заслуженной славой, почетом и уважением.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.